
В выставочных залах Государственного музея художественной культуры Новгородской земли открылась художественная выставка «Великий Новгород – Родина России», которая проходит в рамках празднований1150-летия зарождения российской государственности.
Выставка открывается в день, посвященный воинской доблести, чести и славе. Экспозиция включает произведения из фондов музея и мастерских современных художниковВеликого Новгорода, отображающих древнюю историю Новгородской земли, архитектурное наследие, историю Новгородапослевоенного и современного.
Адрес: Десятинный монастырь,3а, Великий Новгород
Тел.: +7 (816 2) 77 42 56
Великому Новгороду – 1153 года. Российской государственности 1150 лет. Памятнику «Тысячелетие России» - 150 лет. Великая история великого города. За последние 50 лет в его историю вошло и искусство современных новгородских художников. Зарождение российской государственности, красота и величие памятников древнерусского зодчества, непревзойденная иконопись, летописи всегда привлекали к себе писателей, философов, поэтов, художников. Многие из известных живописцев и графиков запечатлевали в своих произведениях яркий образ древнего русского города с его обширными международными связями и торговлей, с вечевой республикой. На Торговой стороне рядом с Ярославовом дворищем, где возвышались величественными храмы, возведенные богатыми купцами, стояли дворы иностранных купцов, везущих товары со всех концов Европы и Азии. Сцены бурной новгородской торговли, ярких судов, плывущих по Волхову и озеру Ильмень, шумного Вече, гуляний былинного Садко не раз становились сюжетами для картин художников 19-го - начала 20-го столетий. Здесь писали храмы и Кремль московские и петербургские живописцы Н. Сычев, В.Талепоровский, Е.Эвенбах, Н.Толомачевская, К.Петров-Водкин, С.Герасимов, П.Кончаловский и другие. Н.Рерих даже участвовал здесь в раскопках и не раз в своей творческой жизни обращался потом к новгородской теме. Но своих, новгородских художников, здесь не было. И только в середине 50-х годов прошлого века в Новгород стали приезжать многие выпускники петербургских и московских художественных заведений. Привлеченные красотой и могучей историей Новгорода, они оставались здесь на всю жизнь. Сначала их были единицы. Но они впервые от Новгорода стали участвовать в крупных всероссийских выставках, создали свое отделение Союза художников в Новгороде. Теперь в Новгородском Союзе - более ста художников разных поколений. Первым профессиональным живописцем был теперь народный художник Д.Журавлев. Именно он возглавил творческий союз, стал родоначальником современной новгородской школы живописи. Вместе с ним трудились художник, архитектор-реставратор Г.Штендер, живописец и реставратор новгородской иконописи В. Чехонадский, живописец и театральный художник Л.Новикова, В Рябов, В.Филипченко, Д.Кондратьев, А. Завьялов и другие. Ветеран войны одессит С. Пустовойтов, молодым солдатом защищавщий Новгород во время Великой Отечественной войны, получивший контузию в боях на Ильмень-озере и едва выживший, после войны не смог жить без великого города, вернулся и посвятил Новгороду всю свою творческую жизнь. Восхищенный творением древних мастеров, он писал и писал его памятники древнерусской архитектуры, его храмы в любую погоду, в любое время года. Был у него черный период в творчестве и голубой, но храмы всегда выходили в его акварелях могучими и великолепными, вобравшими в себя силу и мощь русских воинов и дававшими людям веру и надежду. Эти первые художники стояли у истоков профессионального искусства в Новгороде. С годами к ним присоединилась целая плеяда молодых живописцев и графиков: Б.Непомнящий, Е.Сущеня, А.Варенцов, Э.Иванов, Т.Пестова, Б.Петров, В.Стуков, В.Смоляр, В.Трофимов, Н.Захарова, А.Васильев, затем и более молодые живописцы В.Сахарова, Г.Филлипова, Б.Яманов и другие. Произведения новгородских художников экспонировались на самых крупных выставках в стране и за рубежом. Лучшие из них хранятся в музеях Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России и за рубежом. Но самое главное – в музеях Великого Новгорода, составляя крупную часть их коллекций. А Музей художественной культуры новгородской земли был и создан для того, чтобы сохранить для потомков современное искусство Великого Новгорода. Его собрание состоит в основном из произведений художников - наших современников – живописцев, графиков, скульпторов, мастеров декоративно-прикладного искусства. Каждый месяц в его выставочных залах меняются экспозиции, широко представляя творчество новгородцев, привлекая на вернисажи тысячи любителей искусства. Теперь это - неотъемлемая часть истории Великого Новгорода. Без творчества новгородских художников теперь трудно представить его культурную жизнь. А они не могут представить себя без Великого Новгорода. Живут им, волнуются за него, преображают его… Город навсегда вошел в их сердца, в их души, в их творчество. Он их постоянное вдохновение. И они вписали в его новую летопись свои художественные страницы. Ученые до сих пор спорят о великих исторических событиях, происходивших в Новгороде и влиявших на ход российской истории, где и когда они происходили. А художники ищут и находят их в своем воображении, глубоко переживая его трагедии, восхищаясь его могуществом, широтой земель, искусством древних мастеров, образованностью горожан, писавших свои письма на бересте, перенося в своих работах нас на много лет назад, делая очевидцами грандиозных битв и событий и простой жизни средневековых горожан. Мощь памятников древнерусской архитектуры, иконописи, тысячелетняя история Великого Новгорода захватывала их грандиозностью событий и личностей, неразгаданной тайной. Они любят ходить по новгородским улицам, любуясь его храмами, когда словно ощущаешь дыхание многих поколений живших здесь людей. Даже дух захватывает, будто смотришь с «высоты» своего времени в огромную «пропасть» истории. И возникают перед твоими глазами и величественный Софийский собор, у которого Александр Невский собирает в поход дружину, и Великий мост через Волхов, и красочные народные гуляния, и пожары, и голодные неурожайные годы, и жестокая расправа с новгородцами Ивана Грозного, и вдохновенная работа гениального Феофана Грека в церкви Спаса Преображения, и четырехлетняя оккупация Новгорода, из которых три года город был линией фронта и почти полностью уничтожен бомбежками и обстрелами, когда немецко-фашистские захватчики устроили в куполе храма наблюдательный пункт и фрески не полностью, но чудом уцелели, как и сама церковь… («Святой Александр Невский», «Спаси и сохрани» Д.Журавлева, «София» заслуженного художника России Л. Новиковой, «Феофан Грек» Ю.Ерышева, «Юный новгородец» и «Кремль» Е.Сущени, «Ярославово дворище» В.Филипченко, «Новгородское вече» Рубцова, «Валдай. Иверский монастырь» Заслуженного художника России Б.Яманова…). У каждого из них свой Новгород. Народный художник России Д.Журавлев, первые годы живший с семьей в новгородском кремле и хорошо знающий детинец как бы изнутри, пишет гордую белокаменную Софию с особенной любовью и нежностью. Ему импонирует ее величие и торжественность. Предпочитая крупные внушительные изображения, в которых можно передать значительные характеры и сильные чувства, духовную сосредоточенность, он создает в традициях новгородской иконописи яркий образ святого А.Невского с копьем в руке, с нимбом и крыльями, как вечного воина, защищающего Великий Новгород. Ю.Ерышев возвращает нас в грозные 40-вые, когда обгоревший, израненный артобстрелами новгородский кремль держится как воин под сурово нависшими над ним небесами, и могучие колокола звонницы Софийского собора беспомощно лежат в грязном смешанном взрывами с землею снегу. Крепкая композиция, эмоциональная напряженность, особый ритм изображения делает эту картину надолго запоминающейся. Ученый, архитектор-реставратор, живописец Г.Штендер в 60-70-ые годы создал многолетний цикл живописных полотен «Древний Новгород». Глубокие научные знания ученого, реставратора преобразовывались и одухотворялись талантом и фантазией живописца. Г.Штендер вообще видел Новгород не таким, как мы видим сейчас, а с детинцем, внутри стен которого грациозно стоят высокие бревенчатые терема и церкви с башенками, и крепкие избы новгородцев и между ними - бревенчатые мостовые… И еще с белокаменной звонницей и кремлевской стеной еще не краснокирпичной, а сложенной из крупных камней-валунов с иконой Богоматери над входом и каменными крестами в стене, с былинными богатырями на быстрых сильных конях… При всей условности пластического языка могучий образ средневекового Новгорода на его полотнах не только ярок, красив, но и исторически достоверен. Полотна В.Рябова притягивают к себе мощной симфонией красок, особым ритмом, крепкими композициями, глубочайшими тонами. Цвет в его полотнах живет совершенно самостоятельной жизнью, восхищая, волнуя, увлекая. Так он писал образ зеленого звенящего лета и золото-рыжей осени («Новгород»). Великолепный, тонкий живописец, Л. Новикова любила писать Софийский собор особенно весной. На ее холстах он возвышается могучий, грандиозный, блестящий золотым куполом на фоне лазурного неба («София»). Как-то она призналась, что золото на голубом – ее любимое сочетание цветов. «Это еще и Андрей Рублев любил», - добавила она. Метафорично творчество Д.Кондратьева. И всегда присутствует на его полотнах горькая драматическая нота. Он сознательно выбрал язык примитивизма, опираясь на народное творчество, выработал свой язык, свою знаковость цветов, выразительно повествуя о нелегкой судьбе русского народа, всегда надеющегося на совесть и правду («Птица добрая», «Прости, Господи», «Движение»). В ярких динамичных темпераментных полотнах заслуженного художника России А. Варенцова - восхищение мощной красотой краснокирпичного кремля с его башнями на фоне изумрудной зелени деревьев и трав, восторг перед необъятностью новгородских земель и водных просторов Волхова и легендарного Ильмень-озера. Е.Сущеня, раскрывая сущность средневекового города, пишет его кремль и соборы в манере художников эпохи Возрождения, но освещая при этом все вокруг огненно- красными цветами заката, тем самым подчеркивая исключительность судьбы русского государства. В.Трофимов преклоняется перед могучей монументальностью его крепостных сооружений и храмов древнего Новгорода, В.Чехонадский – даже в суровых очертаниях Юрьева монастыря и Георгиевского собора - видит нежность русской души, Б.Яманов изображает на своих полотнах сказочность, праздничность, фольклорную яркость жизни новгородцев. А.Васильев - уютную русскую усадебность. Васильев изумительно передал ощущение металла, из которого древними мастерами искусно выполнены сценки из жизни среневекового европейского города с бликами тени от веток деревьев и ажура с игрой цвета витражей готических соборов («Сигтунские врата Софийского собора». Народный художник России Б.Непомнящий в своем творчестве обращается не только к историческим корням России, но и к русской литературе, иллюстрируя произведения Н.В.Гоголя, Ф.М.Достоевского, жившего и работавшего на новгородской земле в Старой Руссе, создавая портреты русских писателей и поэтов («А.С.Пушкин», «Н.Островский», «А.Блок», «Н.Герцен в Новгороде». В его иллюстрациях к «Запискам из мертвого дома» Ф.М.Достовского, выполненных в технике офорта с величайшим мастерством, он предстает не только искусным художником, но и глубоким философом-мыслителем. В.Сахарова пишет нежные, словно тающие в весеннем утреннем тумане в окружении безлистных еще деревьев с кудрявыми ветками знакомые очертания Знаменского собора и церкви Спаса Преображения, чьи стены расписывал 630 лет назад гениальный Феофан Грек. Спокойное величие новгородских храмов зимой, созерцательно-задумчивое настроение царит на полотнах Минкевича. Сцены современной жизни на фоне стен древнего кремля контрастно изображает О. Саулов. Г. Филлипова изображает коллег-реставраторов фресок неожиданно за чаепитием в храме, за длинным импровизированным столом. Молодые, увлеченные любимым делом, они даже во время дружеской беседы поднимают лица и глаза вверх, на фрески древних мастеров, словно боясь упустить в них, не заметить что-то самое важное... Кипучее страстями новгородское Вече изображает Рубцов на своем полотне, напоминающем декорации к историческому спектаклю с тщательно продуманными костюмами новгородцев разных сословий - от бояр и богатых купцов до простолюдинов. В. Булганин строго и печально пишет разрушенную войной церковь над замерзшей рекой и заснеженной землей под тяжело нависшими над ней холодными небесами – неугасающая горечь потерь и память о страшной войне. А Г.Булганина видит Новгород радостно, в Ганзейском Союзе, по-европейски изображая вид со стороны кремля через Волхов на Ярославово дворище, где стояли дворы и лавки иностранных купцов. Красиво и неожиданно – прямо на гребнях волн, словно защищая город и торговые суда, поднялись чудесные сказочные, будто сошедшие со старинных фамильных гербов то ли львы, то ли единороги… И радостно, и ярко украсили Ярославово дворище не клумбы, а высокие экзотические цветы-деревья… Да, у каждого из художников свой Новгород, любимый и неповторимый... А вот любовь к нему – на всех одна. Они не устают любоваться его церквами и соборами, слушать звон колоколов Софийской звонницы и монастырей в его окрестностях, чувствовать, как живет, движется, меняется на их глазах Великий Новгород. И все вместе они художественным языком пишут новые страницы его истории.
ТАТЬЯНА ЗОЗУЛЕНКО
Последние комментарии
9 лет 13 недель назад
9 лет 48 недель назад
10 лет 4 недели назад
10 лет 23 недели назад
10 лет 32 недели назад
11 лет 10 недель назад
11 лет 12 недель назад
11 лет 14 недель назад
11 лет 18 недель назад
11 лет 18 недель назад