
21 декабря 15 часов в выставочном зале Никольского собора Новгородский музей-заповедник откроет выставку «Г.М. Штендер. Живопись, графика. К 95-летию художника». На выставке представлено более 60 произведений 1950-х – 1980-х годов.
Григорий Михайлович Штендер - знаковая, ключевая личность для Новгорода, да
и для России в целом. Григорий Михайлович один из великих людей ХХ века,
олицетворяющих целую эпоху. Выдающийся ученый европейского уровня, крупнейший
исследователь и знаток древнерусского зодчества, ведущий теоретик и практик научной
архитектурной реставрации, художник. Всю свою жизнь он отдал изучению и
восстановлению новгородских шедевров. Во многом именно благодаря ему древнейший
город России обрел свой исторический облик, получил широкую известность за
рубежом, включен в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, стал одним из
важных центров туризма.
В 1953 году после окончания Киевского инженерно-строительного института
Григорий Штендер поступил на работу в Новгородскую Специальную научно-
реставрационную мастерскую. Это был трудный период, когда в разрушенном
Новгороде только начинались реставрации памятников в условиях жесткой экономии
времени, средств и кадров.
Одной из первых работ Г.М. Штендера была реставрация самого сложного
памятника Новгорода – церкви Параскевы Пятницы. Его проект был отмечен как
прорывной в формировании научной методики реставрации, он получил первый приз на
Всесоюзном смотре творчества молодых архитекторов, он упоминается во всех
учебниках и обобщающих трудах по реставрации. В дальнейшем все его работы (а всего
им выполнено более сорока реставраций) отличались высочайшим уровнем.
Из крупнейших научных открытий Григория Михайловича следует указать на
создание новой концепции развития новгородского зодчества. Уже в 1960-е годы
Г.М. Штендер выступал как один из самых печатаемых авторов в СССР. Всего он
опубликовал более 60 научных работ, прочитал более 40 докладов на научных
конференциях разного уровня, в том числе за рубежом. Совокупность научных работ
Григория Михайловича является подробной энциклопедией развития зодчества Древней
Руси.
Живописью Штендер увлекся еще будучи студентом. Новгородские храмы
появляются в его акварелях в начале 1950-х годов. Ранние произведения художника
выполнены в традициях русской реалистической школы начала XX столетия. В начале
1960-х годов Штендер от лирических акварельных серий переходит к более
монументальным формам. Пространство картины как нельзя лучше соответствовало той
задаче, которую ставил перед собой Штендер – создать монументальный, исторически
наполненный образ древнего Новгорода. В произведениях 1960-х годов город и храмы
узнаваемы. Но они не копии реальных, прошедших через столетия испытаний, иногда
грубо измененных временем, а будто вновь рожденные, только вышедшие из рук
зодчего. Город вырастает перед зрителем как некое чудо, он живой – в нем скачут
всадники, по Волхову плывут ладьи, на Торгу толпятся пестро одетые горожане.
Образы Новгорода, его осененной веками красоты, сохраняются в акварелях и
рисунках на протяжении всей творческой жизни Штендера.
В Новгородском музее-заповеднике, при жизни мастера, была собрана небольшая
коллекция его живописи и графики, всего около 50 работ. В 2020 году в нее вошли еще
107 картин, акварелей и рисунков, подаренных вдовой художника Инной Ступак.
Посетить выставку можно будет по 19 марта.
Последние комментарии
9 лет 13 недель назад
9 лет 48 недель назад
10 лет 4 недели назад
10 лет 23 недели назад
10 лет 32 недели назад
11 лет 10 недель назад
11 лет 12 недель назад
11 лет 14 недель назад
11 лет 18 недель назад
11 лет 18 недель назад