
Эдуард Николаевич Иванов родился в 1939 году в городе Вязьма Смоленской области. Начальное профессиональное образование будущий художник получил в студии изобразительного искусства г.Вязьма Смоленской области. Коллективом любителей рисования руководил талантливый самоучка Сергей Владимирович Журавлев. Его бесконечной любви к натурному рисованию, жизнерадостному мироощущению художник верен и сегодня. Детское увлечение рисованием привело его в Ленинградское художественное училище имени В.А.Серова, где он учился сначала на живописном, а затем на скульптурном факультетах.
Именно здесь судьба впервые по-настоящему улыбнулась будущему художнику: среди его преподавателей оказался большой мастер акварели - Владимир Михайлович Судаков, унаследовавший традиции А.И.Куинджи и А.А.Рылова. Беседы с этим одержимым творческим человеком, просмотр сотен и сотен его работ способствовало становлению Э.Иванова как художника. Тогда же, в студенческие годы возникло увлечение и печатной графикой, что определило следующий шаг -поступление в Московский полиграфический институт на специальность -"художник книги".В эти же годы формируется еще одна важная черта творческой личности Э.Иванова - умение и желание передать свое понимание искусства и секреты мастерства тем, кто делал первые шаги в живописи и графике. С 1971 года - он бессменный руководитель художественной студии Дворца культуры профсоюзов.
Творчество Э.Иванова очень разнообразно. На первых больших выставках - в Петрозаводске (1969 г.), Вологде (1974 г.), "Сыктывкаре" (1979 г.) - он выступает вполне сложившимся графиком. Его работы, выполненные в технике карандашного рисунка ("Зима в Старой Ладоге", 1977), линогравюры ("Юрьево", 1978) и акварели ("Башни и стены Соловецкого монастыря", 1970), привлекли внимание своей экспрессией и точностью деталей.
Росту профессионализма Э.Иванова, становлению его собственного стиля способствовало то, что после вступления в 1977 году в Союз художников РСФСР он почти ежегодно работает в домах творчества "Челюскинская", "Старая Ладога" и других. Здесь он знакомится с руководителем потока, московским графиком Михаилом Григорьевичем Ройтером, открывшим своим слушателям не только технические возможности акварели и эстампа, но особенности их образного языка.
Э. Иванов глубже и серьезнее многих воспринял эти уроки. Его "Вьетнамская серия" (1987). листы "Проселок. Осень" и "Летят гуси (1990) демонстрируют стремление к точности образного решения.
Живопись Э.Иванова стала достоянием зрителей лишь совсем недавно Основные мотивы этюдов и картин - новгородские пейзажи ("Пороги на Мсте". 1994; "Март в Витославлицах", 1993), памятники древнерусского зодчества ("Церковь Спаса на Ковалеве". 1991) - вполне традиционны. но своеобразие ракурса, в сочетании со сдержанным колоритом, строгим ритмом линий и силуэтов - делают живописные произведения художника вполне узнаваемыми, отличными от работ других авторов.
Особое место в творчестве художника занимает портрет, самые ранние - "Алла" (1969), "Портрет сына" (1970) - по формальному решению близки эстетике "сурового стиля", поздние -«Актриса ТЮЗа Татьяна Иванова" 1997; "Портрет Ирины", 1999) - сложнее по композиционному решению' и цветовым отношениям, в них привлекает точность и конкретность в передаче как внешнего облика, так и внутреннего мира персонажа.
В 1990-е годы Э.Иванов обращается к многофигурной композиции. Его картины "За други своя. Александр Невский". 1995; "Хлеб привезут завтра", 1998) - это серьезная и искренняя попытка осмыслить события истории России.
Участник областных, зональных и республиканских выставок.
Эдуард Иванов много и плодотворно работает как в живописи, так и в графике. Суровое, графическое начало отчетливо заметно в живописных пейзажах мастера. Четкое деление на планы, обобщенные, лишенные расплывчатости и неопределенности очертания крон деревьев на фоне низкого горизонта – выразительные средства используются обдуманно и расчетливо, создают выпуклый, убедительный образ столь хорошо известных новгородцам мест.
Колорит, построенный на сочетании холодноватых «северных» красок, привносит в картины Эдуарда Иванова ощущение спокойствия и величия.
В 2010 году в Государственном музее художественной культуры Новгородской земли прошла выставка памяти новгородского художника Иванова Э.Н. (1939-2008) "Доброй памяти мастера".
На закрытии выставки вдова художника Алла Васильевна Иванова передала в дар музею произведения живописи и графики "Прощание славянки" (х,м 2004 год), "Нередица. Апрель" (х,м 2006 год), "Автопортрет" (картон,темпера 1970 год)
и другие. Фонды музея пополнились коллекцией из личного архива семьи художника. Это- фотографии, каталоги, письма, грамоты, фотографии - репродукции работ, зарисовки и наброски, коллекция экслибрисов, личные вещи. Этот дар музею позволит еще не один раз представить зрителю талант новгородского художника Э.Н.Иванова.
Последние комментарии
8 лет 45 недель назад
9 лет 27 недель назад
9 лет 36 недель назад
10 лет 3 недели назад
10 лет 12 недель назад
10 лет 42 недели назад
10 лет 44 недели назад
10 лет 46 недель назад
10 лет 49 недель назад
10 лет 50 недель назад