В Валдае открыли памятник девушке с баранками. Работа создана новгородским скульптором Вадимом Боровых.

В Валдае открыли памятник девушке с баранками на площади Свободы. Памятник установили в ходе реконструкции площади. Идея принадлежит администрации Валдайского района, представители которой обратились к новгородскому скульптору Вадиму Боровых с просьбой создать такую скульптуру.

Бронзовая красавица даже получила неофициальное имя — Алёнка. Скульптура — напоминание о том, что ещё столетия назад Валдай был известен своими баранками. Ими торговали местные крестьянки. Воспоминания об этом оставили не только российские, но и иностранные путешественники.

Одним хорошо известным женским образом в бронзе он уже запомнился — новгородочка, или уставшая туристка, уже не один год «отдыхающая» на парапете пешеходного моста на Волхове в Великом Новгороде. Редкий турист останется равнодушен и не сфотографируется рядом с ней.

Кажется, та же судьба ждёт и Алёнку. Уж очень живой, настоящей получилась девушка с баранками.

Заказ на создание памятника Вадим Боровых получил в октябре 2021 года. Мастеру предстояло отыскать в своём воображении силуэт скромной, доброй девушки в традиционном русском костюме, словно переселившейся в XXI век из позапрошлого столетия.

Далее всё было, как полагается. Сначала скульптор работал над форэскизами на бумаге — «пробными почеркушками». Новгородец представил их в администрацию муниципалитета, а там выбрали понравившийся вариант. Тогда Вадим Боровых приступил к созданию форэскизов в объёме — из пластилина.

Получившийся образ милой, доброй православной русской крестьянки — лишь в малой части игра воображения скульптора. Моделями ему служили реальные женщины. К примеру, фигуру Вадим Боровых лепил со своей родственницы Анастасии, кисти — копия рук знакомой Алёны. Она сумела правильно держать их во время позирования. Их положение, разворот только добавил бронзовой девушке женского обаяния.

Самым сложным было найти модель для создания портрета. Ею стала второкурсница областного колледжа искусств имени Рахманинова Анна Балагутова. Она — будущий графический дизайнер.

В колледж в поисках моделей скульптор отправился, потому что знал — будущие художники понимают, как правильно позировать.

— Это тяжёлая работа, — сказал Вадим Боровых. — Нельзя просто формально сидеть. Анну я долго искал, и нашёл в ней то самое выражение лица, глаз и соответствие образу.

Анна Балагутова оказалась идеальной моделью для будущего памятника. У девушки очень славянская внешность. Она несколько раз приходила в мастерскую скульптора, надевала традиционный русский платок на голову и по три-четыре часа терпеливо позировала.

— Это было очень необычно, интересный опыт, — поделилась впечатлениями новгородка. — Мне девушка с баранками очень понравилась. Она получилась очень открытой людям. И в пространстве смотрится гармонично.

Анна собирается съездить в Валдай, чтобы получше рассмотреть своего бронзового близнеца.

Два памятника

Самое любопытное в том, что валдайская Алёнка — это на самом деле не один, а два памятника. Вадим Боровых создал памятник не только девушкам, торговавшим баранками, но и традиционному русскому костюму. Наряд бронзовой крестьянки тоже имеет своего «прототипа».

Валдайская мастерица Екатерина Шаркова передала скульптору сарафан, который сшила своими руками с соблюдением традиционных приёмов шитья, бытовавших в старину. Кроме того, в распоряжении мастера были платок и две женские рубахи, какие могли когда-то носить валдайские крестьянки.

Новгородец тщательно скопировал все элементы, декор, линии, складки наряда. Не забыл даже про «лягушку» — так называется то место на спине, где встречаются лямки сарафана.

— Она частично скрыта под косой, но всё-таки рассмотреть «лягушку» можно, — сказал Вадим Боровых.

В процессе работы над памятником скульптор много общался с историками, коллегами, специалистами по русскому костюму, сотрудниками администрации Валдайского района, стремясь создать как можно более точный образ.

Осторожно! Не целуйтесь!

Не забудем и про баранки, которые «держит» Алёнка. Одну она протягивает покупателям, и целая связка висит на груди.

Кстати, Вадим Боровых проверил на практике правдивость валдайской легенды о поцелуях через баранку в награду за покупку.

— Это невозможно! — уверяет теперь мастер. — До щёчки, точно, не дотянешься. Так что думаю, история про поцелуи — просто шутка.

Новгородец заранее предупреждает всех, кто решит проверить его теорию и поцеловаться через бронзовую баранку, которую Алёнка «держит» в руке. Не стоит рисковать. Особенно в морозную погоду. Следует проявить осторожность, а иначе можно примёрзнуть к баранке. Кроме шуток.

Литейщики и каменщики

После того, как скульптор завершил работу над пластилиновой моделью в натуральную величину, наступил черёд литейщиков. Отливкой занимались специалисты из Санкт-Петербурга. Они изготовили 17 фрагментов скульптуры, которые затем сварили. Да так, чтобы швы не были заметны, и памятник выглядел абсолютно монолитно. Кстати, рост Алёнки — 165 сантиметров.

— Литейщики — люди, которые совершают подвиг каждый раз, — сказал Вадим Боровых. — Им предстояла очень сложная работа, но они справились. Очень высокой квалификации ребята.

Как и каменщики, доставившие 200-килограммовую скульптуру из Петербурга в Валдай в целости и сохранности. В ночь на 1 сентября на площади Свободы прошли работы по установке и закреплению памятника. В этой работе участвовал, конечно, и Вадим Боровых.

— Только поставили, и сразу хлынул ливень. Как будто ждал, — вспоминает скульптор.

Торжественное открытие состоялось 11 ноября, до того скульптура скрывалась под полотном.

Кстати, сам мастер так пока и не увидел бронзовую крестьянку — обстоятельства не позволяли. Как только выдастся свободный день, собирается приехать в Валдай и наконец-то встретиться с Алёнкой в её новом «доме».

Елена Кузьмина