Красота, осененная веками: образ Новгорода в живописи и графике Григория Штендера. Выставка к 95-летию художника.

21 декабря 15 часов в выставочном зале Никольского собора Новгородский музей-заповедник откроет выставку «Г.М. Штендер. Живопись, графика. К 95-летию художника». На выставке представлено более 60 произведений 1950-х – 1980-х годов.

Григорий Михайлович Штендер - знаковая, ключевая личность для Новгорода, да
и для России в целом. Григорий Михайлович один из великих людей ХХ века,
олицетворяющих целую эпоху. Выдающийся ученый европейского уровня, крупнейший
исследователь и знаток древнерусского зодчества, ведущий теоретик и практик научной
архитектурной реставрации, художник. Всю свою жизнь он отдал изучению и
восстановлению новгородских шедевров. Во многом именно благодаря ему древнейший
город России обрел свой исторический облик, получил широкую известность за
рубежом, включен в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, стал одним из
важных центров туризма.
В 1953 году после окончания Киевского инженерно-строительного института
Григорий Штендер поступил на работу в Новгородскую Специальную научно-
реставрационную мастерскую. Это был трудный период, когда в разрушенном
Новгороде только начинались реставрации памятников в условиях жесткой экономии
времени, средств и кадров.
Одной из первых работ Г.М. Штендера была реставрация самого сложного
памятника Новгорода – церкви Параскевы Пятницы. Его проект был отмечен как
прорывной в формировании научной методики реставрации, он получил первый приз на
Всесоюзном смотре творчества молодых архитекторов, он упоминается во всех
учебниках и обобщающих трудах по реставрации. В дальнейшем все его работы (а всего
им выполнено более сорока реставраций) отличались высочайшим уровнем.
Из крупнейших научных открытий Григория Михайловича следует указать на
создание новой концепции развития новгородского зодчества. Уже в 1960-е годы          
Г.М. Штендер выступал как один из самых печатаемых авторов в СССР. Всего он
опубликовал более 60 научных работ, прочитал более 40 докладов на научных
конференциях разного уровня, в том числе за рубежом. Совокупность научных работ
Григория Михайловича является подробной энциклопедией развития зодчества Древней
Руси.
Живописью Штендер увлекся еще будучи студентом. Новгородские храмы
появляются в его акварелях в начале 1950-х годов. Ранние произведения художника
выполнены в традициях русской реалистической школы начала XX столетия. В начале
1960-х годов Штендер от лирических акварельных серий переходит к более
монументальным формам. Пространство картины как нельзя лучше соответствовало той
задаче, которую ставил перед собой Штендер – создать монументальный, исторически
наполненный образ древнего Новгорода. В произведениях 1960-х годов город и храмы
узнаваемы. Но они не копии реальных, прошедших через столетия испытаний, иногда
грубо измененных временем, а будто вновь рожденные, только вышедшие из рук
зодчего. Город вырастает перед зрителем как некое чудо, он живой – в нем скачут
всадники, по Волхову плывут ладьи, на Торгу толпятся пестро одетые горожане.
Образы Новгорода, его осененной веками красоты, сохраняются в акварелях и
рисунках на протяжении всей творческой жизни Штендера.
В Новгородском музее-заповеднике, при жизни мастера, была собрана небольшая
коллекция его живописи и графики, всего около 50 работ. В 2020 году в нее вошли еще
107 картин, акварелей и рисунков, подаренных вдовой художника Инной Ступак.
Посетить выставку можно будет по 19 марта.